Представьте себе Mazda 6 нового поколения, у которой между фарами с элегантным светодиодным рисунком горит дополнительная линия подсветки. Эдакая улыбка Чеширского кота, проходящая вдоль нижнего ребра фальшрадиаторной решетки. Идея добавить подобную опцию действительно была озвучена руководством японской компании. Сам видел, честно, и даже фотографию на смартфоне показывали, — смотрится очень необычно и оригинально.
Смелая то была мысль или абсурдная — уже неважно, опция так и не появилась. А тот рисунок светодиодов, что остался, сильно напоминает фары какого-нибудь из новых BMW, где главная линза окаймлена не полностью, а поверх горит милая диодная ресница. На прямой и ровной, словно гладильная доска, трассе «Тюмень — Тобольск» в течение 20 минут за мной ехал обновленный кроссовер BMW X6, а я все думал, что это коллеги. Такое ненавязчивое сходство оформления блоков биксеноновых фар в темноте будет для иного владельца японского седана даже преимуществом.
Третье поколение Mazda6 стало вторым автомобилем, наполненным технологиями SkyActiv до самой крыши. Нет, правда, все эти европейские BlueMotion, EfficientDynamics и прочие BlueTEC просто меркнут по сравнению с напором японцев. У них и платформа SkyActiv, и мотор SkyActiv, и коробки SkyActiv, и даже кузов SkyActiv — все теперь небесное и активное настолько, что, правь компанией император, его бы тоже звали SkyActiv. Под маркетинговым словосочетанием скрываются реальные достижения. Автомобиль снаряженной массой 1370 кг, к примеру, перемахнул в размерах не только седан Mazda6 второго поколения, но и всякие там «Кэмри» с «Тианами» и даже Mercedes-Benz E-Class. Конечно, колесная база у последнего значительно больше, а свесы кузова меньше, но и в Mazda6 теперь сзади не тесно, по крайней мере, не хуже, а то и просторней, чем в других «японцах» бизнес-класса.
Но сначала я сел вперед и… тут же испачкал штаны о широченный порог. В дверной проем Mazda6 впору не садиться, а впрыгивать, разве что не выполняя при этом «полувинт», как спортсмены на соревнованиях по прыжкам в воду. Кресло находится так далеко от улицы, что когда пятая точка все же попадает на сиденье, пятки висят над землей, даже при моем росте в 183 см.
Коль уселся, приготовься радоваться комфорту, которого до этого в Mazda6 не было отродясь. Передние сиденья так и не вылечили свою детскую болезнь в виде короткой подушки и слабой боковой поддержки. Хотя если это не кожа, а на вас надет не силиконовый костюм Ольги Бузовой, то туловище не елозит предательски из стороны в сторону при выполнении маневров. Усевшись в кресло, я подумал, что мой коллега слишком старательно потянул рычажок поясничного подпора, а оказалось, он такой и есть в своем «нулевом» положении. Форма руля отличная, клавиши на нем удобные, в базовой комплектации он регулируется в четырех направлениях, а пластиковое покрытие приятно на ощупь.
Вообще внешний вид материалов Mazda6, их осязание — комар носа не подточит, но трогаешь центральный тоннель рукой… Как-то в европейской штаб-квартире один инженер Mazda сетовал на то, с каким рвением японцы пытаются сэкономить каждый доллар, из-за чего порой страдает комфортность автомобиля. Но сейчас получилось нечто невероятное. Так вот, дотрагиваюсь до центрального тоннеля, и он, такой приятный и нежный на вид, шатается из стороны в сторону, как тонкая плексигласовая перегородка стола в открытом офисе. Но при этом ни единого скрипа, ни единого лишнего вздоха. Кожаные вставки в дверях и на панелях есть даже в базовой комплектации, пластик на консоли и дверях мягкий, а там, где он жесткий, — выглядит все равно мягким. Интересно, останется ли все в таком же виде в салонах машин российской сборки, ведь на тесте у нас были японские образцы.
В Mazda утверждают, что сдвинули салон назад, улучшили обзорность с мест водителя и его соседа, к которой и раньше не было особых претензий, но вот куда, простите, исчезли огромные карманы в передних дверях? Вместо них теперь зияет небольшая ниша, в которую должна поместиться литровая емкость с водой, хотя и лежала полулитровая. Жертва, принесенная во благо улучшению шумоизоляции? Пока на тюменских дорогах еще оставался снег, сомнений не возникало: автомобиль вел себя тихо, а встречные машины будто не проезжали, а проплывали мимо. Как только покров растаял, шум от колес начал проникать со всех сторон, причем так, что песни из встроенного магнитофона перестали восприниматься на слух. Вина ли в том шипованных зимних шин Nokian Hakkapeliitta 7, которые в этом грехе уличают многие владельцы, можно узнать, только переобувшись в летнюю резину.
Сейчас главное, что колеса хорошо тормозят на снегу и льду. Нажимаешь педаль, и колодки тут же схватывают диски, очень уж она чувствительная, даже чересчур. С акселератором та же история, но это можно отнести к плюсам. Под самой «гашеткой» появилась кнопка «кик-дауна», которую почему-то не удосужились вмонтировать в первый «небесный» продукт — CX-5. В итоге Mazda6 с тем же 2-литровым атмосферным мотором, дефорсированным для России до 150 л. с. (210 Нм), что и у кроссовера, едет азартнее. Как будто быстрее реагирует на газ, как будто активнее разгоняется, как будто живее ведет себя 6-ступенчатый «автомат», переключая передачи без видимых задержек.
Иллюзия разрушается, когда сравниваешь характеристики двух машин: более тяжелый кроссовер с «автоматом» (1420 кг против 1370 кг) разменивает «сотню» за 9,2 секунды, седан — за 10,6. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день… Говорят, что с настройками агрегатов и блоков управления для CX-5 в Mazda не угадали именно по ощущениям водителя, в связи с чем их будут менять.
На «автомате» Mazda6 уже понижено передаточное отношение главной пары, а с механической 6-ступенчатой трансмиссией, которая доступна только в базовой комплектации, седан живее еще и на бумаге — 9,7 секунды до «сотни». В компании рассчитывают, что эта версия хоть и не станет самой популярной, но откусит лакомый кусок от общего пирога, возможно, через корпоративные каналы продаж. Хотя лично по мне «механика» лучше не только по показателю «разгон 0-100 км/ч». Новая трансмиссия получилась вкусная: с короткими ходами, компактным рычагом, а главное — исчез тот пресловутый металлический привкус при переключениях, кулиса отныне входит в пазы, будто раскаленный нож в кусок холодного масла.
Одно слово — комфорт. Теперь его хочется писать рядом с Mazda6 гораздо чаще, иногда даже чаще, чем слово «спорт». Нет, автомобиль и здесь стал лучше своего предшественника: новый электроусилитель одаривает водителя адекватными усилиями на скорости, становясь легче во время парковки, руль делает от упора до упора всего 2,5 оборота, а система стабилизации позволяет выполнить на льду полицейский разворот, лишь пару раз хрустнув тормозами. Передаточные числа МКП6 подобраны так, что на второй передаче двигатель упрется в отсечку лишь в тот момент, когда стрелка спидометра достигнет риски 120 км/ч. Есть нотки драйва и у «автомата»: в ручном режиме переключения электронные мозги на пару секунд удерживают максимальные обороты двигателя, прежде чем перескочить на более высокую ступень. Ну, а «лепестки» переключения передач — куда сейчас без них. Жаль, что нет никакой кнопки «Sport», которая одаривала бы автомобиль более экстремальными настройками подвесок, руля, педалей и систем безопасности.
Седан Mazda6 в нынешнем виде — это залп в самую большую часть целевой аудитории. Экспрессивная снаружи, комфортная внутри… экономичная, в конце концов. Да, за бортом пока остаются желающие купить что-нибудь помощнее, но и для них обещали в скором времени начать собирать машины с 2,5-литровым атмосферным мотором. На подходе также универсальный кузов с пятью дверьми.
Безопасность
Японские корни обязывают Mazda выдумывать философию буквально для каждого своего действия и понятия, а то местные не поймут, и, сами знаете, харакири. Для безопасности у компании есть термин i-ACTIVSENSE. Разобьется ли автомобиль вдребезги от ударов по методике Euro NCAP или выстоит на пять звезд, еще только предстоит узнать — машины пока краш-тесты не проходили. Однако это не повод сомневаться в безопасности Mazda6, и вот почему…
Не особо вдаваясь в подробности, в Mazda уверяют, что доля высокопрочных сталей в новой платформе увеличена, а все элементы сочленены таким образом, чтобы обеспечить оптимальную деформацию и безопасное распределение энергии удара с любой стороны кузова. Высокопрочная сталь, к примеру, используется не только в конструкции кузова и платформы, но даже в спинках задних кресел.
В базовой комплектации Mazda6 оснащена фронтальными и боковыми подушками безопасности, а также «эйрбегами» занавесочного типа (всего шесть). В ней же присутствуют все необходимые электронные помощники: от АБС до системы стабилизации DTS.
Из трех доступных версий седана две можно дополнить функциями активной безопасности, среди которых много непонятных букв. SCBS — система безопасного торможения, дебютировавшая на кроссовере CX-5, способна самостоятельно замедлить автомобиль на скорости до 30 км/ч, чтобы избежать фронтального столкновения. LDWS — предупреждает водителя сигналом о непреднамеренной, читай без использования указателя поворота, смене ряда движения. RVM — система слежения за мертвыми зонами, которая при помощи видеокамер наблюдает за приближением автомобилей на соседних полосах. ESS — функция включения аварийной сигнализации при резком торможении. HBC — система автоматического включения и отключения дальнего света. AFS — поворотные биксеноновые фары. HLA — система, предотвращающая отката автомобиля назад при начале движения в гору.
Комплектации
Название комплектаций для автомобилей компания Mazda меняет, как патриарх часы. Совсем недавно для «шестерки» было доступно четыре исполнения: Direct, Touring, TouringPlus и Sport. В третьей генерации от них решили отказаться и, следуя направлению кроссовера CX-5, придумали новые названия: Drive, Active и Supreme. Двигатель во всех пока единственный — 2,0-литровый мощностью 150 л. с. (210 Нм).
925 000 рублей. Это стоимость базовой версии Drive с 6-ступенчатой механической коробкой передач. За эти деньги клиент получает тканевый салон, электрические подъемники всех боковых стекол, кондиционер, кнопку запуска двигателя, 17-дюймовые легкосплавные диски и докатку в багажник, магнитолу с четырьмя динамиками, USB и AUX, подогрев передних сидений, электропривод зеркал, галогенные фары без каких-либо светодиодов, но с омывателями и противотуманки. Доплата за «автомат» составит 50 000 рублей.
1 025 000 рублей. Комплектация Active обещает стать одной из самых популярных среди российских покупателей. Смотрите, тут уже кожаный руль, двухзонный климат-контроль, аудиосистема с Bluetooth и шестью динамиками, электропривод складывания наружных зеркал, внутреннее зеркало с автоматическим затемнением, датчик дождя и света, круиз-контроль, 5,8-дюймовый цветной сенсорный экран в центральной консоли и дефлекторы системы вентиляции для задних пассажиров. Не хватает только биксеноновых фар и светодиодов. Доплата за такой пакет составит 42 тысячи рублей, а в подарок вам еще и задние стекла затонируют.
1 120 000 рублей. Та же комплектация, но дополненная биксеноновыми фарами со светодиодами, HBC, LDW, RVM и SCBS, о которых написано выше. Еще плюс 25 000 рублей, и вы получаете навигацию TomTom с подробными картами России от TeleAtlas. Кстати, при покупке машины можно не доплачивать за навигацию сразу, а установить ее потом у любого дилера. Слева от рулевой колонки для этого предусмотрена специальная технологическая ниша. Правда, стоить такое удовольствие будет уже 31 000 рублей плюс пару тысяч за монтаж.
1 149 000 рублей. Самая модная версия Supreme идет уже с затонированными стеклами и биксеноном, для отпирания дверей тут не потребуется вынимать ключ из кармана брюк, парковаться можно будет по звуковым сигналам от датчиков и при помощи камеры заднего вида, а диаметр колесных дисков возрастет сразу на два пункта — до 19 дюймов. Но и здесь не обошлось без дополнительных пакетов. В лишние 108 000 рублей «встанут» кожаная отделка сидений, электролюк и электропривод передних сидений с функцией памяти для водительского кресла. Машина за 1 278 000 рублей получит аудиосистему Bose с 11 динамиками, а за 1 341 000 рублей вы приобретете автомобиль со всеми системами активной безопасности и функцией i-stop, отключающей двигатель во время остановок.
Пару слов о мультимедиа. Цветной экран размером 5,8 дюйма, конечно, хорошо выглядит и звучит, но вот управление им… Есть аж три способа контроля: сенсорный экран, кнопки вокруг и кнопки на центральном тоннеле с шайбой. Все это работает не совсем логично, не всегда распознает русский язык в песнях, режим случайного воспроизведения не совсем случаен, в общем, старая добрая «голова» выглядела куда понятней и логичней. Правда, с ней о штатной навигации придется забыть.
Еще у Mazda6 есть несколько цветов металлик и три варианта перламутра по 14 000 рублей, а также один эксклюзивный красный — Soul Red. Он-то и является официальным цветом модели и стоит дороже других — 19 000 рублей! Виновата технология трехслойной окраски, которая делает его очень насыщенным и меняющим глубину цвета в зависимости от освещенности. В салонах такие машины просто обязаны обставить студийным светом, чтобы дать понять людям, что к чему.
Машины начнут продавать в декабре 2012, то есть уже сейчас, но пока на официальном сайте еще развешаны старые ценники. Сборка на совместном предприятии Mazda и Sollers во Владивостоке уже началась.
Техника
Двигатель SkyActiv-G объемом 2,0 литра на 10% легче, чем его предшественник MZR 2.0, который и лег в основу нового агрегата. Инженеры Mazda увеличили степень сжатия мотора с 11,0:1 до 14,0:1, поселив панику в умах российских потребителей, обеспокоенных качеством топлива. Нас уверяют, что для волнения причин нет, мотор с удовольствием «кушает» бензин А-95 и при этом даже не детонирует. Высокую температуру смеси в цилиндрах, образующуюся при такой компрессии в момент срабатывания зажигания, понизили при помощи новой выпускной системы с очень длинными трубами. Благодаря длинному выпускному тракту создается эффект продувки цилиндров, который и снижает детонацию. Заодно выставили более позднее зажигание, чтобы быстрее достичь рабочей температуры при прогреве холодного автомобиля. Это позволило каталитическому нейтрализатору быстрее разогреваться, а автомобилю — соответствовать нормам «Евро-6». Правда, в России двигатели все равно заточены под «Евро-4», зато не так требовательны к качеству топлива.
Новая платформа Mazda 6 2013 на самом деле — средство экономии производственных расходов, так же, как и MQB для концерна Volkswagen AG. Японская разработка унифицирована с моделью CX-5, а вскоре на ее базе соберут новое поколение Mazda3. Кстати, именно база «трешки» легла в основу новой «тележки». Но от этого она не стала хуже, наоборот — по многим показателям даже лучше.
Одним из главных новшеств стала передняя подвеска, сменившая двойные рычаги на стойки МакФерсона. Пессимисты могут упирать на то, что кинематика рычагов лучше, автомобиль спортивнее, но ведь все дело не только в экономии, но и настройках. Вряд ли кто-нибудь засомневается в драйверских качествах BMW 3 Series со стойками МакФерсона, Mazda 6 2013 на этот счет также жаловаться не приходится.
Преимущества платформы заключены в снижении общей массы и повышении прочности. Так, массу переднего подрамника снизили на 6,4 кг, подвески — на 14%, а жесткость кузова увеличили на 140%. В результате «шестерка» нового поколения на 50 кг легче предшественницы.
Рулить всеми новыми Mazda отныне необходимо через электроусилитель EPAS. Его конструкция легче, передаточным отношение ниже, а составляющие компоненты вроде насоса могут отключатся, экономя драгоценное топливо.
Разработанная Mazda 6-ступенчатая автоматическая трансмиссия — также результат глубокой модернизации старого «автомата». Гидротрансформатор был уменьшен, в конструкцию АКП были добавлены мехатронный гаситель крутильных колебаний, снижающий вибрации и шум, и многодисковая муфта блокировки, что понизило механические потери. Теперь муфта способна находиться в заблокированном состоянии до 90% процентов всего времени, тогда как на традиционных «автоматах» время блокировки почти вдвое меньше. Существует две модификации коробки — для бензиновых и дизельных моторов. В случае с российской Mazda6 мы имеем дело с коробкой, способной переварить до 270 Нм максимального крутящего момента — он легче и компактней.
Механическая 6-ступенчатая трансмиссия серии SkyActiv также доступна в двух вариантах в зависимости от типа двигателя. Для России, соответственно, в одном. Секрет ее отменной работы — в укороченном промежуточном валу и удалении отдельного вала для задней передачи. Кроме того, ходы рычага стали короче на пять миллиметров, и это заметно, улучшен механизм выбора ступеней.
Конкуренты
Список конкурентов новой Mazda6 обширен, как и весь класс «D+», к которому относится седан. Первым на мысль приходит Ford Mondeo 2.0 стоимостью от 925 000 до1 343 000 рублей. Кстати, сейчас скидки на уходящее поколение достигают 200 000 рублей! Skoda Superb с мотором 1.8 TSI обойдется в 1 174 000 рублей. Седан Opel Insignia с турбированным 2,0-литровым мотором — от 1 174 000 до 1 223 000 рублей, Nissan Teana с более мощным мотором 2.5 (182 л. с.) и вариатором — от 1 026 000 до1 325 000 рублей, а Volkswagen Passat 1.8 TSI — от 1 066 000 рублей. Toyota Camry с 2,0-литровым двигателем и АКП стоит от 959 000 до 1 057 000 тысяч, седан Toyota Avensis уже почти год как снят с продаж в России. Но самым главным конкурентом для Mazda6 будет… Mazda CX-5. Цены на модель начинаются с 949 000 рублей, а когда выбор идет между седаном и кроссовером…