Наш тест серого хэтчбека Citroen C4 калужской сборки завершён. Мы накрутили на нём 9,5 тысяч километров и убедились, что он неплохо подходит для российских условий. Увеличенный клиренс пришёлся впору снежной зимой, а хорошая шумоизоляция и плавность хода вкупе с уютным интерьером обеспечивают комфорт. Подкачал разве что старый «автомат», в недрах которого теряется немалая доля 120 «лошадей». Но не только поэтому C4 противопоказан любителям активной езды.
Мы уже писали, что после смены шин на зимние (Michelin X-Ice North 2) руль «Ситроена», и без того не баловавший обилием информации о дороге, стал совсем «пустым». Это лишает уверенности на обледенелом или заснеженном покрытии, ведь усилие на «баранке» практически не меняется, если колёса начнут скользить. Конечно, на страже C4 стоит частично отключаемая (на скоростях до 50 км/ч) система динамической стабилизации, но и ESP не всесильна. Об этом надо помнить.
Отключать её, например, на площадках смысла немного – на небольших скоростях отправить C4 в занос сбросом газа не выйдет, слишком мала инерция. Если намеренно не раскачивать машину, то на льду Citroen ведёт себя всегда одинаково – плывёт «мордой» наружу при превышении скорости входа. Хорошо хоть, что «ручник» здесь обыкновенный, механический – можно «подправить» траекторию проверенным способом. Но разве можно записать предсказуемое и надёжное поведение в пассив семейного хэтчбека? Да и ESP заслуживает похвалы – работает она интеллигентно и не раздражает своим вмешательством.
А приятнее всего на С4 ездить спокойно, без суеты. Исключить резкие разгоны и торможения и не пытаться проходить повороты на грани. И тогда восприятие автомобиля меняется. Двигатель уже не раздражает шумом на высоких оборотах, старая КПП не лезет из кожи вон, пытаясь максимально эффективно распорядиться скромным набором ступеней, а кузов не «клюёт» из-за мягкой подвески. Катишься себе в правых рядах и не поддерживаешь рваный ритм московских дорог.
Если позволяют дорожные условия, то лучше пользоваться круиз-контролем. В C4 можно запрограммировать пять различных значений скорости для ограничителя или «круиза». Скоростной режим на МКАД, ТТК, автомагистралях или шоссе в черте города имеет разные ограничения, и их все можно записать в память и переключаться между ними. И это очень удобно. И, конечно, при неспешном перемещении особенно хочется включить массаж и погрузиться в уютную атмосферу, созданную внутри C4. Главное – не уснуть.
Впрочем, это вряд ли дадут сделать деформационные швы на эстакадах. Зимой, на замёрзшей подвеске, C4 реагирует на них особенно болезненно. «Бух, бух», – жалуется на наши дороги задняя балка. Не любит Citroen и крупные ямы. И это, конечно, подмачивает впечатление от хорошей плавности хода, которая на мягких зимних шинах стала ещё лучше – C4 фактически перестал обращать внимание на мелочёвку.
Что касается второстепенной электроники, то здесь C4 оставляет странное впечатление. Вроде бы и много в «Ситроене» всяких «прибамбасов», но большинство из этих опций не назовёшь необходимостью. Нужны ли изменяемые звуки работы поворотников или оповещения в случае, например, незакрытой двери или низкого уровня топлива? Или разные цвета подсветки приборного щитка? Лучше всего для восприятия информации подходит базовый «лунный» оттенок, остальные же варианты превращают C4 не то в «корейца», не то в старый Volkswagen с неконтрастными синими шкалами. Эти «фишки» не назовёшь полезными.
Но дисплей, который находится в центре спидометра, заслуживает тёплых слов – на него можно вывести практически любую информацию: текущую скорость в цифровом формате, показания бортового компьютера, данные с аудиосистемы, различные предупреждения, интервал посещения сервисной станции и даже «навигацию» в упрощённом виде. Есть и индикация парковочного помощника, который определяет, хватит ли расстояния, чтобы припарковать автомобиль.
Кстати, я не согласен с мнением моего коллеги, Виталия Кабышева, который считает приборный щиток Citroen C4 неинформативным. По-моему, он и смотрится приятно, и со считыванием показателей проблем никаких. Помимо упомянутого центрального дисплея, есть и два экранчика поменьше – по краям. На левый выводится информация о режиме работы «автомата» и текущей передачи, а правый заведует общим и «суточным» пробегом. К тому же, яркость подсветки регулируется в достаточно широких пределах.
Много информации можно вывести и на 7-дюймовый экран на центральной консоли. Но управление, признаться, замороченное. Привыкать к обилию кнопок под дисплеем придётся долго. Даже для настройки аудиосистемы (она, кстати, весьма неплоха!) нужно проделать уйму манипуляций четырьмя кнопками – две управляют меню «по горизонтали», а две – «по вертикали». К чему такие сложности?
К тому же, мультимедийный «комбайн» не понимает кириллицу – синхронизировав контакты телефона после подключения к Bluetooth, получаешь набор нечитаемых символов. Что уж говорить о «навигации»? Впрочем, в Citroen обещают исправить ситуацию. А ещё, раз уж мы заговорили о музыке, хотелось бы сменить алгоритм кнопки приглушения звука и смены его источника, расположенной на руле. Чтобы заглушить звук, нужно нажать и держать её, а короткое нажатие сменит радио на USB-флэшку или компакт-диск. Нелогично.
Что до ситуации на рынке, то придётся констатировать – при всех своих плюсах вроде хорошей шумоизоляции и плавности хода, уютного и качественного интерьера и набора различных электронных «наворотов» Citroen C4 едва ли будет столь же популярным в России, как его предшественник. В прошлом году C4 продавался вдвое хуже родственного Peugeot 308! Не помогают и ухищрения вроде старого 110-сильного двигателя, с которым Сitroen С4 седан обойдётся на 10 тысяч рублей дешевле (сейчас цены начинаются от 584 900 рублей, а скидка на машины 2011 года выпуска составляет 30 тысяч).
Сейчас на нашем рынке появился дизельный вариант C4 e-HDI, который французы называют «микрогибридом». 110-сильный двигатель и шестиступенчатая роботизированная коробка в сочетании с системой «старт/стоп» призваны сократить расход топлива на 15%. Но такой C4 едва ли назовёшь доступным – в равных комплектациях он обойдётся на 110 тысяч рублей дороже, чем 120-сильный бензиновый «Ситроен» с «автоматом» (цена стартует с 792 900 рублей). Так что вряд ли он заметно оживит продажи. Чего же не хватает покупателям? Трёхдверки с ярким и интересным дизайном! Вот за что раньше так любили C4. Но скоро у поклонников оригинальных «Ситроенов» появится повод заглянуть в дилерские центры – в марте на наши дороги выходит DS4. Быть может, он поправит положение?