Мы уже давно следим за развитием очень удобного сервиса Яндекса Панорамы улиц. В свое время мы даже специально нашли на панорамах забавные несуразности и приколы, случайно попавшие в объектив.
В эти выходные нашей редакции выдалась уникальная возможность поездить со съемочной группой, поснимать процесс со стороны и изнутри машины, а также просто пообщаться и узнать много интересных технических деталей и закадровых подробностей.
Далее можно посмотреть немного фотографий и почитать о том, как все снимается и что бывает во время съемки.
Многие жители Москвы и Санкт-Петербурга уже видели эту машину, неспешно проезжающую по каждой улице. Съемочная группа, как видите, не шифруется. Машина в наклейках. Саму машину тоже часто фотографируют прохожие. Да и когда едешь внутри понимаешь, что все на тебя оборачиваются.
В эти выходные мы катались по Свиблово. В планах компании стоит покрытие 90% улиц Москвы.
Съемка ведется одновременно на несколько обыкновенных зеркалок с широкоугольным объективом. Само собой, одним из самых сложных моментов здесь является точнейшая синхронизация срабатывания затворов. В отличие от Street View компании Google, здесь снимается не видео, а фотографии в хорошем качестве. Склейка в панорамы потом ведется в автоматическом режиме с помощью специально разработанного программного обеспечения.
Все фотографии содержат информацию с точными координатами места съемки для последующей привязки к карте. При этом одних данных с GPS недостаточно, т.к. эта система может немного запаздывать и не давать координаты с точностью до метра, поэтому дополнительно учитывается скорость. Окончательно точное местоположение вычисляется с учетом данных о скорости, снимаемых непосредственно с колес автомобиля. Съемку можно производить на скорости до 60 км/ч.
Установка постоянно дорабатывается, что можно видеть наглядно на примере качества более старых панорам центра Москвы и более новых на окраинах.
Конечно же, съемка проводится либо в выходные дни утром, либо в будние дни, когда движение по улицам минимально.
В Москве местами пыльно и грязно, поэтому при каждой остановке линзы приходится протирать.
Съемка ведется только по сухому асфальту в хорошую погоду, поскольку при езде по мокрому поднимаются мелкие брызги и взвесь, которые сразу же оседают на объективах.
Самым большим злом в этом случае выступают поливальные машины…
Вот так процесс съемки выглядит изнутри. На телефоне Яндекс карты с GPS. На ноутбуке сама система.
Куча проводов, под ногами лежит блок, обрабатывающий сигналы от камер, GPS, информацию с колес и т.п.
В руке у оператора пульт, которым он может принудительно сделать кадр одновременно всеми камерами в нужный момент. Например, когда критично, чтобы панорама была ровно в середине перекрестка или если машина проезжает мимо чего-то интересного.
Зеленые линии – то что надо отснять по плану, красная линия – текущая съемка, черные линии – уже отснятое. Оператор говорит водителю, с какой скоростью ехать, где останавливаться, куда поворачивать. С ноутбука задаются параметры съемки, интервал автоматической съемки (в метрах, в данном случае стоит 50 м, на узких улицах может быть и 10 м, а на трассе и 100 м достаточно), коррекция экспозиции и прочая информация о местоположении, длительности текущей съемки и т.п. Показываются последние сделанные камерами кадры. Параметры регулируются таким образом, чтобы не было сильных перепадов яркости между небом и домами.
Яндекс-панорамы сильно помогают актуализировать карты. За тот час пока мы катались в районе Свиблова целых два раза мы натыкались на неточности в картах: либо переулок закрыли железобетонным блоком и сквозного проезда нет, либо въезд в переулок находится не в том месте, где показан на карте.
На машину люди реагируют в основном позитивно. Фотографируют и фотографируются с ней часто. Охрана порой смотрит настороженно. Иногда останавливают работники ГИБДД, но в основном из любопытства.
Иногда бывает, что люди возмущаются. И действительно, Google на своих панорамах замазывает все лица и номера, а Яндекс нет.
Почему?
Дело в том, что американские законы требуют замазывать номера и лица без каких либо оговорок, а в российском законодательстве есть оговорка: в принципе человека также снимать нельзя, это также считается вторжением в личную жизнь, но при этом если человек не является основным объектом съемки, то можно.
В данном случае снимаются не люди, а улицы.
Это в отличие от случайных приколов, конечно, было подстроено специально.
В планах делать подобные “пасхальные яйца” и в дальнейшем.
Google вообще создал целое сообщество, где выкладывает план съемок и маршруты, а уж интересующиеся люди на местах сами выделывают перед машиной сценки.
Во время одной из съемок на бензоколонке разговорились с мотоциклистом, который предложил “показать класс”. Когда машина поехала снимать дальше мотоциклист пронесся мимо нее на огромной скорости стоя на заднем колесе.
Недавно во время съемки в районе Ходынского поля оператор заметил, что на самом поле происходит какое-то мероприятие. Подъехали, поговорили, получили “добро” и в результате отсняли Фестиваль аэрографии на машинах.
Все это будет на Яндекс картах в новом сезоне.
Я специально спросил, замазать ли номера, на что получил ответ, что машину уже столько раз фотографировали, что смысла просто нет.
На этой машине проводили съемки в Москве и Питере. В планах запустить несколько машин.
Что интересно, в Киеве пришлось ставить оборудование на другую машину. Только по одной причине: в тот момент на Украине проходили выборы и машина с российскими номерами и “шпионской аппаратурой” неизбежно привлекала бы к себе повышенное внимание, поэтому использовалась местная машина.
Спасибо Яндексу и компании Neq4 за возможность сделать этот репортаж и интересный рассказ о тонкостях работы.