Что лучше, купить недорогую новую машину или автомобиль классом выше, но подержанный? Россияне чаще выбирают второй вариант: за первое полугодие 2011 года на вторичном рынке было реализовано 1,888 миллиона автомобилей, а новых – 1,235 миллиона штук. «Мотор» попробовал поставить в один ряд равные по цене новинки и машины с пробегом, но более высокого класса.
Если хорошо поискать, по цене малолитражки можно купить и десятилетний Mercedes S-класса (от 450 000 рублей), но такие иррациональные варианты мы решили не брать в расчет. Ни транспортный налог, ни стоимость ремонта в данном случае не впишутся в разумные рамки. Исходя из нашего опыта, большинство покупателей компактных седанов в качестве альтернативы рассматривают «трехлетку» гольф-класса, а те, у кого есть деньги на новый гольф-класс, ищут подержанный кроссовер или бизнес-седан, и так далее.
В списке плюсов и минусов сэконд-хэнда есть как хорошо известные пункты, так и не столь очевидные нюансы. Ясно, что на одной чаше весов – все прелести обладания моделью классом выше, на другой – естественный износ, отсутствие гарантии и риск столкнуться в будущем со скрытыми неисправностями. Ведь никакая диагностика не даст полной уверенности в техническом состоянии машины, правда в последнее время появились новые факторы – все больше автопроизводителей позволяют продлить гарантию, а это уже существенно понижает риски покупателя. Скажем, на Ford Focus II заводская гарантия составляла 2 года или 100 тысяч км пробега. За доплату в 12 600 рублей можно получить еще столько же. А за сумму в 18 900 рублей добавленный срок продлится до 3 лет, но пробег будет ограничен 80 тысячами километров.
Естественно, заключить контракт на продленное обслуживание можно, лишь пока действует заводская гарантия. Если она уже кончилась, а прежний владелец не позаботился о продлении, ничего не поделаешь.
С другой стороны, новая машина притягивает уже самим фактом того, что она новая. Вместо штудирования туманно сформулированных объявлений и встреч с сомнительными перекупщиками, ты, как белый человек, пьешь кофе в автосалоне и общаешься с исключительно приятными девушками из отдела продаж. Когда впоследствии в том же автоцентре придется общаться с менеджерами отдела сервиса, пытаясь добиться гарантийного ремонта, не исключено, что эмоции несколько изменятся. Но речь сейчас не об этом – ведь машина «только что с завода» сияет и пахнет по-особенному. А еще можно тешить себя мыслями о том, что новинка современнее, безопаснее и лучше оснащена, чем те автомобили, которые покупались несколько лет назад. В теории. На практике подержанные машины классом выше – как по инженерным решениям, так и по богатству комплектации – зачастую превосходят новинки из более доступных категорий по всем параметрам.
Стоит учитывать еще и то, что в процессе эксплуатации свежие и подержанные модели по-разному теряют свою стоимость. Новинка за первые три года жизни дешевеет сильнее, чем «трехлетка» в последующие три года. А еще неприятным фактором для покупателей новых машин может быть скорый выход нового поколения. В год появления новинки прежняя генерация резко теряет в цене при последующей продаже. Из моделей, которые мы решили рассмотреть в качестве примера, такая судьба в скором будущем ждет Toyota Camry, поэтому те, кто сейчас покупает новый японский седан, в ближайший год потеряют больше, чем те, кто берет за ту же сумму подержанные немецкие модели бизнес-класса.
В общем, мы выбрали четыре модели, которые сейчас лидируют по продажам в своих классах на рынке новых автомобилей. Это Hyundai Solaris, Ford Focus, Toyota Camry и Nissan X-Trail. Для каждой их них мы подобрали по три альтернативных варианта на вторичном рынке. В первую очередь нас интересовали «трехлетки», а еще лучше – «двухлетки». Но в некоторых случаях (например, в премиум-сегменте) покупателям ничего не остается, кроме как брать машины еще на год-два старше или готовить больше денег. О подобных примерах речь пойдет отдельно.