Каждый раз, когда немцы выпускают машину, не вписывающуюся ни в один из существующих сегментов рынка, они заявляют, что изобрели абсолютно новый класс автомобилей.
Так случилось и с Mini Countryman — компактный универсально-спортивный автомобиль. Скорее всего. Насколько нова эта категория? Toyota RAV4? Kia Soul? Mitsubishi Outlander Sport (ASX)? В условиях реального рынка Countryman не сможет преуспеть в качестве нового изобретения. Ему придется бороться за право быть лучше соперника.
У Mini есть изначальные преимущества — улучшенный двигатель от знакомого нам Cooper S (к имевшимся турбине и прямому впрыску добавили систему Valvetronic, дополнительно регулирующую степень открытия дроссельной заслонки), электронный центральный дифференциал опциональной системы полного привода и сложная многорычажная задняя подвеска.
Но все это не делает Mini уникальным. У нового Жук от Ниссана собственный 1,6-литровый турбированный четырехцилиндровый мотор с прямым впрыском, многорычажная подвеска, и у него более интересное распределение крутящего момента по осям и колесам в системе полного привода.
Итак, мы поставили в одну линию Mini и Ниссан Жук. Произошло это во время официального запуска Countryman в Европе, а это значит, что нам не удалось собственноручно проверить официальные данные по скорости разгона и прочим параметрам. Но мы сделали все, что в наших силах: мы прокатились по немецкому автобану (где нет ограничения по скорости), хорошей проселочной дороге, более извилистой горной трассе и городским улицам. Наш Mini был оснащен системой полного привода — All4 — и шестиступенчатой механической коробкой передач.
Nissan Juke имел вариатор (с шестью виртуальными скоростями), поскольку именно он идет в сочетании с полным приводом. У переднеприводного Juke более простая торсионная задняя подвеска. У Mini же она всегда остается многорычажной вне зависимости от того, есть ли у него система All4, или нет.
Беглый взгляд на список характеристик Mini помогает без особого труда вычленить недостатки варианта с полным приводом. В соответствии с данными производителя полный привод добавляет 59 кг веса и 0,3 секунды при разгоне до 100 км/ч (итог — 7,9 сек). И в самом деле, автомобиль кажется немного скованным из-за лишнего веса, слегка тяжелым на подъем — этого не ожидаешь от шильдика Cooper S. На автобане резкое ускорение на 130 км/ч требовало перехода на одну, а то и две передачи вниз. Крутящего момента от турбины оказывается недостаточно, чтобы преодолеть лобовое сопротивление высокого кузова и ускорить немалый вес. На высоких оборотах мотор звучит слегка натянуто. Возможно, это из-за вибрации кузова Countryman, а может виной тому новая версия системы Valvetronic, заставляющая двигатель Mini звучать подобным образом.
Nissan официально заявляет о чуть более скромных результатах Juke при разгоне с места до 100 км/час — 8,4 секунды (хотя для наиболее объективного сравнения следовало бы сравнивать его с Countryman на «автомате»; его разгон составляет 8,3 секунды). Не смотря на разницу в цифрах, Nissan Juke очень редко ощущался медленнее Mini. Если же заблокировать распределение крутящего момента, ходы рычага селектора передач между плюсом и минусом становятся очень четкими. Самое ужасное в этом двигателе — его тонкий неприятный звук. В сравнении с Mini значительных провалов в подаче момента мы не заметили. Стоит отметить, что на высоких оборотах шум двигателя не превращается в проблему, поскольку попросту тонет в шуме встречного потока воздуха.
Если системы полного привода негативно сказываются на динамике и экономичности (а в случае Nissan еще и на полезном пространстве багажного отделения), предлагают ли они взамен преимущество на извилистой трассе? Инженеры Mini с гордостью утверждают, что им удалось сохранить в Countryman свойственную всем машинам под этим брендом проворность карта. Но нам так не показалось.
Да, несомненно, у Countryman очень легкий информативный руль, первое же движение которого без труда посылает перед машины в поворот. А вот затем все идет не так. За этим незамедлительным откликом на ваше движение следует разочаровывающий крен кузова и небольшая задержка задней части авто, которая будто не поспевает за передней. Затем руль становится немного ленивым и вязким. А если вы зайдете в поворот на слишком высокой скорости, то получите недостаточную поворачиваемость, которую не удается скорректировать добавлением мощности. Лучше всего не торопиться на входе и поспешать на выходе из поворота.
Не поймите нас превратно. Для кроссовера Countryman очень подвижный и веселый. Но вот для Mini — однозначно недоработанный. Возможно, опциональная спортивная подвеска может слегка исправить ситуацию в лучшую сторону, поскольку немного занижает посадку. Не забывайте и о том, что наш автомобиль был на маленьких 17-дюймовых колесах. Диски большего диаметра также являются опцией.
Juke тоже демонстрирует легкий крен кузова, но он подвижнее, и ему удается справиться с недостаточной поворачиваемостью. Система распределения крутящего момента явно делает свою работу, ненавязчиво направляя заднюю часть по более широкой траектории, обеспечивая «морде» выбранное вами направление. Сначала кажется, что вот-вот крен кузова перерастет в занос, но здесь нужно лишь научиться верить ему и не убирать ногу с педали газа.
Несмотря на незаурядные способности, Nissan Juke вряд ли удастся составить конкуренцию лучшим хэтчбекам, поскольку у него слишком легкий руль, и, как следствие, вы не получаете информации о происходящем на дороге.
Ну ладно, вы все же будете вознаграждены за отчаянную битву с креном кузова в Juke и Countryman. Оба автомобиля могут плавно нести вас и по городским выбоинам, и по неровностям на шоссе.
Общая длина Juke составляет 4 114 мм, он на 2,5 см длиннее Countryman. Но благодаря чуть более длинной колесной базе Mini, а в особенности из-за его поджарой задней части, в салоне Countryman достаточно места. Просторность салона Mini можно сравнить со старшим братом Juke, Nissan Rogue. В этом есть смысл — Countryman позиционируется как Mini для людей, нуждающихся в просторном авто, тогда как Juke призван быть самым маленьким, наглым и стильным в многочисленном семействе кроссоверов Nissan. А потому ему простительно пожертвовать вместительностью салона ради стильности.
Стоит отметить, что в этой паре у Nissan Juke определенно более яркая внешность, с его несколькими фарами и огромными колесными арками, поддерживающими изогнутый стеклянный свод, покатую крышу и вздернутый «хвост», это хорошо видно по фото Ниссан Жук. Утонченным его не назовешь, но чем больше времени мы с ним проводили, тем больше он нравился. Формы Countryman полюбить оказалось немного сложнее. Он выглядит как обрюзгшая пародия на двухдверный хэтчбек Mini. Но некоторое сходство с оригинальным Mini все же проглядывает, а потому мы прощаем ему его непривлекательность.
Внутри Countryman так же очень напоминает Mini, с рядами эксцентричных и так горячо любимых всеми переключателей, странным расположением приборов, из-за которого кажется, будто спидометр вообще выведен из поля зрения. Вас как будто заставляют постоянно вглядываться в дополнительный цифровой индикатор спидометра. Позиция водителя в Mini, как всегда, превосходна — ноги впереди, плечи перпендикулярно линии бедер. В сравнении с хэтчбеком он стал выше, хотя и не дотягивает до SUV. Одним словом, достаточно высоко, чтобы не пугаться проезжающих мимо грузовиков (если в обычном низко посаженном Mini такое с вами случалось).
Ну и, конечно же, у Countryman есть полноразмерное заднее сидение, удобное для взрослых пассажиров, разительно отличающееся от эксцентричного дивана Mini Clubman. Если же на нем разместились дети, то можно спокойно подвинуть его вперед, увеличив тем самым пространство багажника. В базовое оснащение входят четыре полноценных сидения, разделенных направляющей, в которую встроены различные подставочки и кармашки, необходимые для размещения мелочей (телефоны, кружки, плееры и т.д.).
Еще одним нововведением является опциональная система Mini Connected, состоящая из приложения для вашего iPhone, которое сможет выводить поисковую систему Google и даже вашу страничку на Twitter на монитор навигационной системы, а также озвучивать новости посредством голосового синтезатора.
У Nissan тоже масса новинок в интерьере. Если при разработке центральной панели Mini во главу угла ставилась практичность, то панель Nissan Juke больше напоминает мотоцикл-танк. Хитро и сложно, но в принципе симпатично, поскольку ни у кого больше такого нет. Да и вреда от этого никакого — необходимое количество держателей для стаканов и пепельниц присутствует. Пассажирам на заднем сидении будет тесновато: мало места над головой. А у полноприводной версии к тому же смехотворно мал багажник. В качестве образца компоновки его можно попытаться воспринять как сверхминиатюрную версию BMW X6.
Что по части новинок в салоне Nissan? К ним можно отнести кнопки HVAC и монитор, ведущий вторую тайную жизнь. Нажимаете переключатель D-mode, и макриковка кнопок кондиционера, как по волшебству, меняется, предлагая вам выбрать между спортивным/обычным/экономичным режимом работы рулевого управления, топливной карты, трансмиссии и системы кондиционирования воздуха. В этом режиме на монитор HVAC поочередно выводится информация о давлении наддува, графики экономичности, маршрут и график распределения крутящего момента в режиме реального времени. Последняя фишка позаимствована у GT-R, она доставляет массу удовольствия пассажирам — ну уж точно не водителю, который в момент перераспределения тяги должен смотреть куда угодно, но не на маленький дисплей в нижней части центральной консоли.
Оба этих автомобиля привносят что-то свое: хорошую динамику, комфорт на дороге, новые интерьеры. В качестве компактного кроссовера для асфальтированных дорог у Mini блестящие перспективы. Он наиболее практичный в этой паре, плюс, у него чуть больше шика. Проблема в том, что он не совсем соответствует нашим мечтам о нем. Он выглядит как Mini, но, к сожалению, едет по-другому.
Juke тоже едет не совсем так, как должен бы, судя по намекам Nissan на то, что он оснащен системой полного привода аналогичной той, что установлена в GT-R. Но он гораздо увлекательнее и задорнее Countryman и по динамике, и по дизайну. Если вы хотите автомобиль, который выглядит как никакой другой на дороге, то Juke определенно ваш выбор.
Первое место: Nissan Juke
Выглядит странно, едет задорно. Juke — не шутка, но все равно оставляет вас с улыбкой на лице.
Второе место: Mini Countryman All4
Симпатичный, но когда дело доходит до поворотов, ведет себя не по-джентльменски. Выглядит как Mini. Но едет хуже.